Третьи лишние: Россия и Запад препятствуют миру между Азербайджаном и Арменией - АНАЛИТИКА

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Россия не в первый раз озвучивает заявления относительно признания Арменией Карабаха частью Азербайджана. Однако последние высказывания на сей счет президента Российской Федерации Владимира Путина, о том, что "не мы же отказались от Карабаха, это Армения признала, что Карабах является частью Азербайджана", а также очередное упоминание официальным представителем российского МИД Марии Захаровой изменения позиции армянской стороны "на 180 градусов" в связи с ее признанием принадлежности Карабаха Азербайджану на саммите под эгидой ЕС в октябре 2022 года, дают основание говорить о системности данного подхода Москвы.

С того самого момента, с октября 2022 года, когда реально замаячила перспектива заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией, Россия испытывает явный дискомфорт от происходящего на Южном Кавказе. Ибо Азербайджан и Армения, без учета российского "предложения" "оставить вопрос статуса Нагорного Карабаха на будущее", договорились, что мирный договор будет подписан на основе взаимного признания территориальной целостности, что предусматривает и признание Арменией Карабаха частью Азербайджана.

Первоначально могло сложиться впечатление, что Россия просто утрирует факт признания Арменией Карабаха частью Азербайджана для того, чтобы отмахнуться от обвинений со стороны Еревана в недостаточной его поддержке со стороны Москвы. Обвинений, по сути, в том, что последняя не помогла армянам продолжать оккупацию территорий Азербайджана, ради чего, собственно, те и поддерживали союзнические отношения с РФ, согласившись видеть в ее лице "гаранта безопасности Армении".

Однако непрекращающиеся сетования со стороны президента Путина и российского МИД по поводу признания Арменией территориальной целостности Азербайджана, разумеется - вместе с Карабахом, а также явное выпячивание того, что Москва с подобной позицией Армении не согласна, раскрывают совершенно иную мотивацию РФ. Прямую, без каких-либо отмашек на то, что Москва, мол, просто пытается подобными заявлениями отразить звучащие в ее адрес обвинения армянской стороны в "предательстве" и "сдаче Карабаха".

В действительности же, все предельно ясно: Россия не просто недовольна, а возмущена признанием Арменией Карабаха частью Азербайджана. Признанием, открывшим возможность для заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией на единственно отвечающей данной цели основе взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности сторон.

Правда заключается в том, что Россия была заинтересована в сохранении армянского сепаратизма на территории Азербайджана. Поэтому после ввода в горную часть Карабахского региона Азербайджана российского миротворческого контингента его командование позволяло Армении использовать лачынскую дорогу в различных незаконных целях, прежде всего - для доставки вооружений и техники, закрывало глаза на сохранение в Ханкенди и прилегающих местностях подразделений вооруженных сил Армении, поощряло деятельность незаконных армянских формирований на данной территории, да и вообще, всячески поддерживало функционирование преступного, сепаратистского режима.

Однако, наравне с этим, Россия вынуждена была считаться с невозможностью противодействия законным интересам Азербайджана, его решимости восстановить свой суверенитет на всей территории своего Карабахского региона. И это неизбежное событие свершилось в результате осуществленной Азербайджаном антитеррористической операции 19 сентября 2023 года.

Между тем, Москва в обозначении своей позиции в новой реальности, суть которой заключается в окончательном крахе армянской оккупации и полном утверждении суверенитета Азербайджанской Республики на всей своей территории, никак не желает отказаться от попыток и далее играть на азербайджано-армянских противоречиях как инструменте сохранения российского влияния на Южном Кавказе. Будь иначе, Москва в принципе не стала бы вменять Армении в вину признание территориальной целостности Азербайджана и, тем более, представлять это как факт, якобы препятствующий мирному процессу. Не стала бы объяснять свое отношение к происходящим событиям позицией Армении, а четко заявила бы о законности шагов Азербайджана, направленных на восстановление его суверенитета и территориальной целостности. Ибо какое отношение к законному "статусу" Карабаха как неотъемлемой части Азербайджана имело и имеет то, признает ли этот факт Армения или нет? Что, если бы армянский премьер Пашинян не пошел на пражскую азербайджано-армянскую договоренность о взаимном признании территориальной целостности, Карабах перестал бы быть частью Азербайджана, в том числе и в глазах России?

А может Россия вообще была бы рада видеть Карабах "не-частью" Азербайджана? А озвученные во время и сразу после 44-дневной войны 2020 года заявления президента Путина о принадлежности Карабаха Азербайджану, равно как и подписание Россией Декларации о союзническом взаимодействии с Азербайджаном, утвердившей взаимное уважение сторонами независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ друг друга, всего лишь пыль, пущенная в чьи-то глаза? Тогда как Россия на словах провозглашает одно, а на деле добивается другого?..

Ответы на все эти вопросы, естественно, остаются на совести самой России. Но во всей этой ситуации главного внимания заслуживает то, что нервная реакция не только России, но и США и Евросоюза, по поводу текущих южновкавказских процессов, проявилась в свете реализации совместного заявления Администрации Президента Азербайджана и Аппарата премьер-министра Армении. Как результата прямых двусторонних договоренностей. Манипуляции же со стороны претендующих на посредничество в азербайджано-армянском урегулировании центров, назойливо подталкивающих Баку и Ереван продолжать переговоры то ли в Москве, то ли в Вашингтоне, то ли в Брюсселе, подтверждают, что эти глобальные силы волнует вовсе не мир на Южном Кавказе, а исключительно реализация их собственных геополитических интересов.

Однако имеют ли геополитические интересы России, США, ЕС и европейских стран какое-либо отношение к интересам народов Азербайджана и Армении? Тем более что все телодвижения так называемых посредников, которые уже три десятилетия вертят по своей угоде судьбами потенциально возможного азербайджано-армянского мира, не приближают, а лишь затрудняют, даже делают практически невозможным его достижение. Превращая мирный процесс между Азербайджаном и Арменией в заложника геополитического противоборства крупнейших центров силы.

Поэтому не лучше ли Азербайджану и Армении послать великодержавные посреднические назойливости куда-нибудь подальше и самим, на двусторонней, без посредников, основе договориться по тексту мирного договора и нормализации двусторонних отношений? Реализация совместного заявления от 7 декабря показала, что у этой перспективы есть серьезный шанс на претворение. В интересах суверенитета и национальных интересов как Азербайджана, так и Армении.

В данном контексте важно, что неоднократно выраженная Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым инициатива о прямых двусторонних переговорах остается в силе. Но реализация этой возможности зависит от принципиального положительного ответа со стороны Армении.

Натиг Назимоглу

0.15950894355774