Андрей Никулин: Ключи к армяно-азербайджанскому урегулированию на самом деле находятся в Баку - ИНТЕРВЬЮ

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Вчера, 3 апреля, государственный секретарь США Энтони Блинкен позвонил Президенту Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву. Темой беседы стала запланированная на 5 апреля в Брюсселе встреча между госсекретарем США Энтони Блинкеном, председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и премьер-министром Республики Армения (РА) Николом Пашиняном. Выяснилось, что Энтони Блинкену стало известно об озабоченности азербайджанской стороны в связи с этим мини-саммитом.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что непрозрачная подготовка запланированной на 5 апреля трехсторонней встречи США - Европейский союз - Армения, ее неинклюзивный характер и то, что она не была отложена, несмотря на справедливые замечания Азербайджана, приведет не к миру и сотрудничеству на Южном Кавказе, а возникновению разделительных линий и в конечном итоге - напряженности.

Своим мнением о завтрашней встрече в беседе с paralel.az поделился российский политический аналитик, публицист Андрей Никулин:

- С одной стороны, трехсторонние переговоры в Брюсселе - это заметное движение Еревана в направлении интеграции в европейские, западные структуры. С другой стороны, переоценивать значимость этой встречи не стоит. Она - одна из многих, которые еще будут проходить в будущем. Этот процесс, в который включилась Армения, займет годы, если не десятилетия. Но да, это еще один шаг Еревана от Москвы, при этом он демонстративный. Возможно, он вызовет достаточно жесткую российскую реакцию.

- А что стоит за сообщениями о неких гарантиях безопасности для Армении со стороны Запада? Будет ли это на самом деле?

- Ни Европа, ни США не могут дать существенных, четких, жестких и емких гарантий для Армении. Запад занят Украиной, да и на других внешнеполитических театрах в Африке, Азии есть проблемы. И, конечно, существует вопрос логистики. Армения находится в очень неудобном положении, ее поддержка, снабжение возможны только через Грузию, которая находится под серьезным влиянием Турции, Азербайджана и России. Анкара, Баку и Москва вряд ли согласятся с тем, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлялся специфический транзит через грузинскую территорию в РА.

Но это не отменяет некоторых мер по поддержке реформ в армянской армии, обучению военнослужащих, представлению каких-то пакетов западной военной помощи. Другой вопрос, что все это в сравнении с военными и экономическими ресурсами Азербайджана, и тем более Турции будет достаточно символично. Есть большая диспропорция в мощи Азербайджана и Армении, что показали две проигранные Ереваном войны (речь о второй Карабахской войне 2020 года и локальных антитеррористических мероприятиях 2023 года - ред.). Разрыв настолько разителен, что никакое усиление армянской армии не сможет угрожать Азербайджану. Я думаю, что можно говорить только о попытке Еревана восстановить потери и сократить российское участие в системе армянской обороны и безопасности с помощью западных союзников.

- Спикер парламента Армении Ален Симонян анонсировал участие армянской стороны в собрании глав парламентов стран Евросоюза уже в апреле. Понятно, что это шаг к евроинтеграции. Было и заявление депутата от правящей партии "Гражданский договор" Марии Карапетян, которая сказала, что "на данный момент вопрос выхода из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Армении не обсуждается". Ключевой момент в ее словах - "на данный момент". На ваш взгляд, Армения действительно покинет ЕАЭС и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Слов много, но действий Еревана как-то не видно.

- Ереван готов был бы покинуть ОДКБ прямо сейчас, так как видит в этой организации не союзника и механизм поддержки, а обузу, ограничивающую его оборонное сотрудничество с другими странами, прежде всего западными. Но выход из ОДКБ, спровоцированный Ереваном, приведет к экономическим и политическим санкциям со стороны Москвы. А это, с учетом очень серьезного экономического и финансового присутствия России в Армении, может создать очень большие проблемы для армянского премьера Никола Пашиняна. Это ограничивает резкие шаги армянского руководства. Экономическое сотрудничество (в рамках ЕАЭС - ред.) в Ереване попытаются сохранить до последнего.

Возможно, происходит попытка создать ситуацию, когда не Армения, а Россия может ввести санкции и стать инициатором разрыва (отношений с Арменией - ред.). Сейчас Москва и Ереван пытаются сделать так, чтобы противоположная сторона совершила первый шаг.

Резюмируя, отмечу, что экономическое сотрудничество для Армении очень важно, а оборонное сотрудничество с Россией в Ереване считают не столь существенным, так как РФ не очень сильно выступала в поддержку РА в последние годы во время кризисов. Но дело в том, что оба трека взаимосвязаны. Ереван не может отказаться от одного, чтобы не потерять другое. Именно это ограничивает и связывает армянские действия.

- Как ситуация с армянским движением на Запад может отразиться на армяно-азербайджанском урегулировании?

- Ключи к этому процессу, да и к будущим отношениям между странами на самом деле находятся в Баку. Думаю, что Ереван хочет подписать нужные договоренности и урегулировать все проблемы, понимая, что он является слабой стороной. Вопрос в том, что решат в Азербайджане...

Наир Алиев

0.14942312240601