Негош Манойлович: У вас произошло нечто уникальное - ИНТЕРВЬЮ ИЗ СЕРБИИ

 

Ситуация на Балканах вновь обострилась после того, как в середине сентября в ходе встречи лидеров Сербии и частично признанного Косова не удалось разрешить взаимные разногласия. Руководитель косовских албанцев Альбин Курти оказался не готов начать процесс создания Союза сербских муниципалитетов, настаивая на фактическом признании Косово. Затем произошел вооруженный инцидент, в ходе которого погибли несколько человек.

Сербские СМИ сообщали, что Белград перебросил бронемашины на границу с Косово, а председатель Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер вообще призвал Североатлантический альянс нанести удар по Сербии. Между тем президент Сербии Александр Вучич заявил, что Белград никогда не признает независимость Косова.

На днях США призвали Сербию отвести войска с границы Косова. Координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявлял, что наблюдается "беспрецедентное" наращивание Сербией военной мощи на границе с Косово. 3 октября заместитель главы пресс-службы Госдепартамента США Ведант Патель заявил, что сербские силы частично отошли от границы с Косово, но США ждут дальнейшей деэскалации ситуации.

Что происходит сейчас на Балканах, как в Сербии отреагировали на полное восстановление суверенитета Азербайджана на всей территории страны в результате локальных антитеррористических мероприятий? На эти и другие вопросы paralel.az отвечает сербский политический аналитик, кандидат политических наук, директор Центра сербских исследований РГУ им. А.Н.Косыгина Негош Манойлович:

- На Балканах сложилась крайне сложная геополитическая ситуация, и единственное, что сейчас остается делать Белграду, - это выступать с заявлениями. Сербия - единственная страна в регионе, чья внешняя политика не согласована с соседями, которые фактически находятся в евроатлантических интеграционных проектах, в том числе в НАТО. Республика Сербия почти окружена государствами, которые уже вошли в Североатлантический альянс. Есть, конечно, Босния и Герцеговина, которая не входит в НАТО и где существует энтитет - Республика Сербская. А у другого соседа, Северной Македонии, существуют определенные проблемы, связанные с "албанским вопросом".

Что касается Косова, то нет серьезных основания для заключения какого-то соглашения с косовскими албанцами. Только в этом году было 3-4 кризисных ситуации, когда весь мир обращал внимание на то, что происходит в Косово. И с каждым разом напряжение только возрастает. Несколько месяцев назад, когда мы с вами об этом говорили, не было крови. А на этот раз она пролилась - в перестрелке на севере Косова погибли три серба и один албанец.

В сербско-албанском конфликте есть одна сторона, проявляющая терпение, - это Сербия, которая хочет интегрировать свою "беглую провинцию" мирным путем. И свой подход Белград постоянно доказывает. А вот косовским албанцам нужно доказать, что они контролируют ситуацию, и потому они, с учетом событий, которые происходят на востоке Европы, пытаются взять под полный контроль все части Косова, которые они не смогли "очистить" от сербов. Конечно, сербы в Косове напуганы. Но среди них есть те, кто готов отстаивать свои права и территориальную целостность страны.

- Заявление президента Сербии Александра Вучича о том, что Белград никогда не признает независимость Косова не означает, что брошен вызов Европейскому союзу (ЕС) и сербские власти отказываются от намерения вступить в ЕС?

- Но мы же никогда не говорили, что будем признавать Косово. Ни одно действие, даже намерение Белграда, не предусматривает отказа от нашей территориальной целостности. Просто так происходило, что этот вопрос аккуратно обходили стороной. Нет ни одного документа, по которому сербы отказываются от своей провинции. Да, при этом Белград готов на огромные уступки, это все видят, в том числе и в Азербайджане. И для вас, наверное, это все выглядит очень странно.

Азербайджанцы, восстановившие свой суверенитет, как мне кажется, задаются вопросом: А почему сербы такие уступчивые, что они вообще делают? Но у нас другой регион. Белград действительно проводит политику на вступление в Евросоюз. Вы можете задать вопрос: Как можно стать членом ЕС, который требует от Сербии "нормализовать" отношения с Приштиной - своей беглой провинцией и не поступиться территориальной целостностью? При этом ведь ЕС призывает и Косово присоединиться к Евросоюзу! Это кажется невозможным, но Белград хочет показать, что он конструктивный партнер.

- Действительно, у меня, к примеру, есть сомнения, что вступление Сербии в ЕС и восстановление территориальной целостности страны в таких условиях можно совместить...

- Да, вряд ли получится. И ваши сомнения вполне оправданы.

- А что вы думаете о заявлении председателя Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтера Фелингера, который призвал нанести удар по Сербии?

- Я сомневаюсь, что такое может произойти. Но, очевидно, что это показатель огромного прессинга на Сербию, чтобы страна со статусом кандидата на членство в ЕС определилась со своим отношением к Москве. Ведь Сербия не ввела санкции против России, что неприемлемо для Запада. Придерживаться политики нейтральности, которую проводит Белград сейчас, все сложнее.

А что для Вашингтона, Запада три недавно погибших серба и один албанец? Это мелочь для них. И KFOR (силы НАТО для Косова - ред.) не вмешались, более того, они ушли с этой территории, фактически разрешив албанцам зайти туда. А ведь они могли предотвратить столкновение, по сути, они обязаны были сделать это, в этом их миссия.

- А как в Сербии отреагировали на ликвидацию режима хунты, ее капитуляцию в Карабахе? И возможен ли такой вариант в Косове?

- Надо учитывать нынешний расклад сил на Балканах. Руководители косовских албанцев в Приштине являются марионетками Запада, и без команды сверху они не пойдут на самороспуск. А то, что произошло у вас, - это действительно нечто уникальное. Белград хотел бы такого сценария в случае с Косовом, но этого не произойдет. Вашингтону нужно контролировать плацдарм в ключевой зоне - на юго-востоке Европы. К тому же рядом Турция, Ближний Восток. Так что американцы не уйдут, они здесь надолго. Конечно, Белград впервые за многие десятки лет пытается проводить политику, обусловленную национальными интересами. Но конфронтация с НАТО - это не вариант для нас.

Да, сербы - это горячие люди, они хотят видеть возвращение своей провинции - Косово - под юрисдикцию страны. Однако, учитывая внешние факторы, надо прямо сказать: мы не способны это сделать.

- Вернусь к предыдущему вопросу и уточню: как в Сербии восприняли новость о том, что Азербайджан окончательно восстановил свой суверенитет на всей территории страны?

- Честно скажу, что простые люди не особо интересовались этой темой, для них эти события происходили где-то далеко. Но политики, аналитики, государственные деятели, сербская элита очень внимательно следили за тем, что происходило на Южном Кавказе. Для нас это очень интересный пример возвращения "беглой" провинции.

Хотелось бы увидеть и у нас такую последовательность действий, которая в итоге привела бы к реинтеграции Косова в Сербию.

Наир Алиев

0.11010789871216