Конец французской фортуны: провалы в Африке, Океании, на Южном Кавказе - АНАЛИТИКА
То, что происходит в Новой Каледонии, та жестокость, с которой Франция подавляет антиколониальное освободительное выступление на своей заморской территории, и тот цинизм, с которым она пытается переложить ответственность за трагические события на Азербайджан, наталкивают на ряд выводов о сути и перспективах стратегии Парижа.
Несомненно, события в Новой Каледонии - очередное проявление кризиса французского неоколониализма. Некогда закабаленные Парижем страны и народы стремятся окончательно сбросить с себя ярмо рабства. Этот процесс наблюдается в целом ряде африканских государств, чьи усилия направлены на выдавливание остатков французского господства с "Черного континента". И вот теперь волнения среди канаков, коренного населения Новой Каледонии, чье стремление освободиться от власти Франции вынудили ее ступить на путь силового подавления, представляют собой новую яркую демонстрацию близости неизбежного краха все еще не избавившейся от пережитков прошлого политики Парижа. Тем более что в случае с Новой Каледонией, архипелагом в Океании, мир имеет дело даже не с неоколониальными, а классическими колониальными проявлениями этой политики, пытающейся прикрыть угнетенное положение канаков "гражданским" статусом "заморских территорий".
Что же касается французских попыток свалить ответственность на Азербайджан, то они просто абсурдны, поскольку беспорядки в Новой Каледонии, как и всегда, провоцирует сам Париж. Неужели Азербайджан виноват в том, что парламент Франции принял закон, по которому пришлые французы, проживающие на территории Новой Каледонии более 10 лет, получили право участвовать в выборах в местные органы власти? Виноват в том, что этот закон обрекает коренных канаков, которые уже составляют менее половины населения архипелага, окончательно стать меньшинством на своей родине?
МИД Азербайджана правомерно призвал Францию сосредоточиться на провальной политике своей страны в зарубежных регионах, напомнив при этом о совершенных ею в отношении местных народов преступлениях против человечности, жестоком убийстве миллионов невинных людей в рамках проводимой Парижем на протяжении многих лет колониальной политики.
Между тем, связанные с протестами в Новой Каледонии выпады Франции против Азербайджана лишь еще больше выпячивают неадекватное, враждебное отношение Парижа к Баку. Однако Франция должна понимать, что, во-первых, Азербайджан не прекратит выступать за утверждение справедливости и равноправия во всем мире, в частности в системе международных отношений. Примечательно совместное заявление Бакинской инициативной группы и 14 политических движений, борющихся за независимость в последних колониях Франции - Канакской Новой Каледонии, Маохи Нуи (Французской Полинезии), Французской Гвиане, Мартинике, Гваделупе и Корсики. В документе осуждается "целенаправленное стремление французского государства, позиционирующего себя в качестве "страны прав человека" и в то же время попирающего право канакского народа на самоопределение, расширить электорат с целью оставить канакский народ в меньшинстве на собственной земле". И, кроме того, содержится призыв к Франции положить конец своей колониальной политике и позволить канакскому народу самостоятельно решать свою судьбу.
Во-вторых, Франция должна отдавать себе отчет и в том, что своей вызывающей, несправедливой политикой она ничего хорошего не приобретет не только на "заморских территориях". То, как она повела себя в отношении Азербайджана, который никогда не выступал против Франции, не посягал на ее интересы, а наоборот - всячески стремился к укреплению дружбы и сотрудничества с нею, уже приводит к существенному ослаблению ее геополитических позиций на Южном Кавказе. В дальнейшем эти позиции, несомненно, будут вообще сведены до минимума. Причем этому провалу южнокавказской политики Парижа не поможет и осуществляемая им военная подпитка Армении.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев не зря предупредил: "Если сегодня мы вновь увидим, что в Армении реваншисты поднимают голову, что Франция дает Армении смертоносное оружие, если увидим, что это вооружение достигло критического уровня, то тогда пусть никто на нас не обижается. В любом случае все знают, на что мы способны, на что способна наша армия и как тверда наша воля. Никто не сможет устоять перед нами".
Натиг Назимоглу