Волна подорожания миновала - АНАЛИТИКА газеты "Каспий" + ФОТО
Главный банк страны снова понизил стоимость своих кредитов для коммерческих банков. Свое решение в Центробанке объяснили низкой инфляцией - цены на просторах нашего потребительского рынка растут уже не так сильно, поэтому оснований поддерживать высокую процентную ставку нет.
Ключевую ставку Центробанка обычно упоминают в связке с данными по инфляции. Как правило, главный банк повышает и понижает минимальный процент кредитования, если это позволяют невысокие темпы прироста цен. Получая дешевые кредиты, коммерческие банки кредитуют бизнес и население под более низкий процент. В результате стоимость денег уменьшается, вследствие чего повышается не только экономическая активность, но и растет свобода для цен. Однако это уже не так страшно, ведь решение о повышении ставки принимается не иначе как на фоне снижения ценовой динамики. Об этом пишет газета "Каспий".
Кроме того, учетная ставка главного банка страны представляет собой максимальный процент, под который регулятор размещает средства банков на своих депозитах. Это нужно для регулирования денежной массы в обращении и тоже влияет на инфляцию. Ведь чем ниже ставка Центробанка, тем дешевле стоимость его ценных бумаг, а если проценты по депозитам падают, деньги уже не крутятся в самой финансовой системе. Банкам в этом случае становится выгоднее кредитовать потребителей и бизнес, а не держать средства на "центральных" счетах.
Волна подорожания миновала
Сегодня денежные власти уже не видят необходимости в прежней жесткой монетарной политике. И на то есть веские основания. Охватившая наш потребительский рынок в 2021-2022 гг. волна подорожания миновала. Темпы прироста цен начали падать еще весной, а по итогам минувшего года инфляция не превысила 8,8%. Стабильно невысокой сохранилась она и в первые месяцы наступившего года.
В январе-феврале индекс потребительских цен в Азербайджане не превысил 1,3%. Причем особенно сильно - на 2% - поднялось продовольствие, напитки и табачные изделия. Удорожание непродовольственных товаров держится на отметке в 1,6%. Традиционно высокий ценовой рост статистика анонсирует в сегменте платных услуг населению - они подорожали на 2,7%. Однако задача ЦБА - не просто достичь нужного уровня, но и постоянно удерживать темпы роста на значениях, близких к целевым.
Так что темпы повышения цен поутихли, а значит, нет необходимости удерживать ставку ЦБА на высоком уровне, ведь дорогие деньги - это палка о двух концах. Хотя высокая стоимость централизованных кредитов и помогает удерживать цены, от этого может пострадать деловая активность. Оборотной стороной дорогих заимствований традиционно считается общее замедление экономики и производства. Поэтому неудивительно, что наступивший в республике ценовой штиль приводит к череде понижений учетной ставки регулятора.
Курс на смягчение
В этом году главный банк продолжил свой курс на смягчение денежно-кредитной политики. Недавним решением правление ЦБА снова уменьшило процент кредитования коммерческих банков еще на 0,25 п.п. - с 7,75% до 7,5%. При этом верхний порог процентного коридора снизился еще на 0,25 п.п. - с 8,75% до 8,5%, а нижний решили сохранить на уровне 6,25%.
Этот шаг объясняют в Центробанке не только общим фактическим понижением интенсивности прироста цен. Поскольку решения по ставке влияют на инфляцию в будущем, главный банк ориентируется не столько на текущие данные, сколько на прогнозные. Причем ЦБ оставил свой прогноз инфляции на конец этого года на достаточно низком уровне. Регулятор сохраняет ожидания годовой инфляции на уровне 4±2% и считает вероятным ее снижение в апреле-декабре нынешнего года. Все это, конечно же, не исключает возможности дальнейшего повышения цен. Ведь как уже говорилось на волне подорожания, высокая потребительская инфляция заносилась к нам с дорожающим импортом. А значит, поведение внутренних цен будет зависеть от мировых. Однако денежные власти считают, что "риски роста и снижения инфляции уравновешивают друг друга".
Очевидные плюсы
При этом главная задача - не просто достичь нужного уровня, но и постоянно удерживать темпы роста цен на значениях, близких к целевым. И если первое периодически удается, то со вторым сложнее. "В случае сохранения текущих условий, в нынешнем году годовая инфляция будет на уровне целевого коридора (4±2%). Анализ показывает, что в оставшийся период года есть вероятность снижения годовой инфляции", - поясняет Центробанк. Кстати, схожего мнения придерживаются и профильные специалисты. Например, по мнению экономиста Парвиза Гейдарова, потребительские цены пока еще сохраняют хрупкое равновесие, а перспективы инфляции зависят от ситуации на международных рынках. Поскольку, следуя природе повышения, решающее значение для местного рынка имеет глобальная конъюнктура.
По сравнению с развитыми экономиками в развивающихся странах влияние учетной ставки центробанков на инфляцию слабее, признает экономист Эмин Гарибли. Однако в нашей стране этому финансовому механизму уделяется особое внимание наряду с усилением других методов регулирования макроэкономической ситуации. Ученый считает, что перспективы мировой экономики сложно прогнозировать, а цены на нефть, влияющие на мировую конъюнктуру, подвержены политическим факторам. Но смягчение денежно-кредитной политики имеет особую важность для восстановительных работ в Карабахе и правительственного курса на развитие ненефтяной экономики.