В Тегеране не скупились на проармянские заявления - ИНТЕРВЬЮ газеты "Каспий" + ФОТО

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Стремительное сближение Республики Армения (РА) с Западом, объявленное Ереваном замораживание сотрудничества с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) уже вызвало напряжение между Арменией и Исламской Республикой Иран (ИРИ). На эту тему высказался даже президент ИРИ Ибрагим Раиси, а армянский премьер Никол Пашинян признал наличие определенных проблем во взаимоотношениях между странами.

Запад действительно укрепляется в Армении, свидетельством чему является даже решение Европарламента обсудить резолюцию о либерализации визового режима с РА. Кроме того, она подписывает новые военные соглашения с Францией, а эксперты не исключают появления в Армении военной сухопутной базы Франции и авиабазы США.

И другой важный момент - способность Ирана к созданию ядерных бомб. По данным The Washington Times, ИРИ, возможно, уже обладает пятью боеголовками.

Ситуацию для газеты "Каспий" прокомментировал известный израильский востоковед, иранист, сотрудник Еврейского университета в Иерусалиме, доктор Владимир Месамед:

- Для Ирана нынешняя ситуация с Арменией очень неприятна. У Тегерана есть "теория чужаков", согласно которой в регионах, где присутствует ИРИ, не должно быть стран, не связанных с этой территорией. В Иране считают, что имеют прямое отношение к Южному Кавказу, объясняют это даже обращениями к каким-то историческим источникам.

В Тегеране всегда считали, что Армения - это страна, которая обеспечивает "воздух международного сотрудничества" для ИРИ. Кстати, в Иране достаточно спокойно смотрели на то, что РА пытается развивать отношения с какими-то другими странами, являющимися противниками ИРИ. В Тегеране снисходительно относились к политике комплементаризма, которую проводил Ереван. РА получала значительные преференции благодаря отношениям с Ираном. В Тегеране не скупились на проармянские заявления и тем самым ослабляли отношения с Азербайджаном.

Сами армяне тоже очень любят порассуждать на эту тему, гордясь тем, что им было разрешено то, что запрещено другим (со стороны Ирана - ред.). ИРИ позволял Армении иметь нормальные отношения с США. Мне довелось лет 10 назад побывать в Ереване, и я увидел громадный комплекс. Оказалось, что это американское посольство. Иран граничит с Арменией, и такое огромное посольство позволяло заниматься добычей информации, но, повторюсь, с разрешения ИРИ.

Однако за прозападными тенденциями тех или иных стран Тегеран следит и сейчас. После второй Карабахской войны 2020 года и операции Азербайджанской армии в сентябре 2023-го в Карабахе Армения стала слишком активно проявлять прозападный уклон, а это не в интересах Ирана, который начал выражать настороженность к РА. Оказалось, что патерналистская политика ИРИ по отношению к Армении не отбила у Еревана желания контактировать с Западом.

- Задам риторический вопрос, но ваше мнение все равно интересно. Почему на первые позиции в Армении из всех стран Запада вырвалась Франция?

- Здесь есть исторические причины. Существует довольно большая армянская диаспора, армянские деятели культуры во Франции и многое другое. Начавшееся военное сотрудничество Еревана и Парижа, готовящееся в Европарламенте решение о либерализации визового режима с РА идет в одну сторону - западную. Сюда же в Иране относят и отношение Армении к ОДКБ и России. А РФ - главный стратегический партнер ИРИ. Ереван демонстративно ухудшает отношения с Москвой, и в Тегеране понимают, что Армения уходит не только из-под крыла ИРИ, но и отдаляется от РФ.

Однако здесь важный нюанс. Конечно, у Ирана есть недовольство действиями Армении, однако ИРИ ограничен в своих действиях. Ереван нужен Тегерану хотя бы для того, чтобы периодически создавать напряжение для Азербайджана. Отношения между ИРИ и Азербайджаном при нынешнем режиме не могут быть стабильно ровными. В Тегеране негативно смотрят на существование Азербайджанского государства, ведь в самом Иране проживают десятки миллионов азербайджанцев. В Азербайджанской Республике светский режим, Баку поддерживает достаточно неплохие, даже несмотря на определенные коллизии, отношения с Западом.

- А что вы думаете о многочисленных сообщениях о том, что Иран в скором будущем станет ядерной державой? The Washington Times вообще сообщила, что у ИРИ уже есть пять атомных бомб...

- Думаю, тут вопрос не в бомбах, а возможности их производства. Иран имеет запасы урана, обогащенного до 60% и выше, что позволят создать пять или более бомб. В свое время в СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе - ред.) не была оговорена ракетная программа, а это вопрос носителей ядерного оружия. Тогда Израиль, не являвшийся стороной переговорного процесса, но будучи очень заинтересован в этой истории, обращался и к США, и к другим странам. В мае 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе страны из соглашения по иранской ядерной программе. А Иран, вопреки некоторым ожиданиям, почувствовал себя безнаказанным и потихоньку стал добиваться своей цели, обогащая уран.

Так что дорога Ирана в ядерный клуб была закрыта не полностью. Но при этом в ИРИ заявляют, что готовы подписать новое соглашение, найти точки соприкосновения. Однако ничего не получается. Ситуация тупиковая, но нынешние события на Ближнем Востоке показали, что Иран все же не хочет выходить из переговорного процесса, ведь не добившись решения иранского ядерного вопроса, США могут пойти на военное решение, воспользовавшись помощью Израиля. 

0.13956809043884