Чингиз Мехдипур: Я подвергся нападкам за то, что переложил ашыгскую музыку на ноты - ИНТЕРВЬЮ + ФОТО/ВИДЕО

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Многие из нынешних ашыгов хорошо знают литературу, но понятия не имеют о музыке. Если вы положите перед ними саз, на котором они играют, и предложите им рассказать об этом музыкальном инструменте, они будут молчать. Потому что они не учились этому, они не знают, от чего зависит тональность саза, интервал, как его настроить...

Об этом в интервью paralel.az рассказал основатель группы Dalğa и музыкальной школы Rövşən, известный ашыг Чингиз Мехдипур.

- Вы известны как азербайджанский ашыг, впервые записавший ноты ашыгской музыки. Быть первым обычно сложно. Почему же вы пошли на такие трудности?

- Я учился игре на сазе у своего дяди ашыга Эйнуллы, а вторым моим учителем был покойный ашыг Гусейн Асади. Я был одним из лучших исполнителей на сазе в Южном Азербайджане. Однако я сталкивался с трудностями во время обучения, видел различия в преподавании, поэтому мне захотелось упростить процесс. Я к тому же заметил, что исполнение ашыгской музыки немного отдалилось от музыкальных принципов. Во время исполнения не уделялось внимания ряду музыкальных правил, например, размеру (ритму). Я решил выучить ноты в Тегеране, чтобы другие народы могли познакомиться с нашей музыкой. В наше время, после исламской революции, к сожалению, музыка считалась харамом, университеты и колледжи (там это называли "hünəristane musiqi") были закрыты. Остались лишь частные школы.

По совету друга я изучал теорию в частной музыкальной школе "Çəng". Через несколько лет я учился в другой музыкальной школе. Шесть или семь лет спустя я переехал из Тегерана в Тебриз. Там я с учителем музыки Яхьей Исмайылзаде прочитал книгу "Azərbaycan xalq musiqisinin əsasları" ("Основы азербайджанской народной музыки") Узеира Гаджибейли.

Приехав в Тебриз, я начал преподавать с помощью нот в музыкальной школе покойного Али Селими. Мало кто мог учиться на слух - то есть, просто наблюдая за игрой своего учителя. Тогда, конечно, я подвергся сильным нападкам. Говорили, "зачем ты перекладываешь на ноты музыку саза", "в ашыгской музыке такого быть не может" и т. д. Но я знал, что у музыки есть один язык - ноты, и их необходимо выучить. Чтобы выйти в мир, мы должны адаптироваться к принципам мировой музыки.

Около 32 лет назад я начал писать пособие для игры на сазе, мне хотелось собрать методы обучения ашыгской музыке в одной книге. Это заняло 7-8 лет. В 1999 году в Тебризе вышла книга. Я преподавал по ней несколько лет, увидел недочеты, снова поработал над ней 4-5 лет, а затем переиздал, но уже в более совершенном виде. Эта книга была издана в 2012 году Институтом фольклора Национальной академии наук Азербайджана, она до сих пор преподается в некоторых школах и высших учебных заведениях.

Потом я начал записывать ашыгские песни, собрал 95 песен в трех томах и опубликовал их. Я написал ноты еще 20 песен, но еще не опубликовал их. Если жизнь позволит, переведу в ноты все песни.

- Вы говорите и "гопуз", и "саз"... Разве это один и тот же инструмент? 

- В Иране "саз" - общее название всех струнных музыкальных инструментов, то есть тар, скрипка и т. д. Но они называют наш саз "гопузом", чтобы выделить его. По-моему, это неправильно. Эти инструменты отличаются. Во времена, когда играли на гопузе, не было ашыгов, а были озаны. Саз, дутар, баглама (саз турецких ашыгов) - все они производные гопуза. 

- Недавно в Баку состоялся ваш концерт с группой Dalğa. Там мы увидели другие большие и маленькие сазы. Они новые? 

- Если вы обратите внимание, в наших дастанах говорится: "поднес джура-саз к груди, послушаем, что скажет", или, к примеру, "поднес тавар-саз к груди, послушаем, что скажет", либо "прижал ана-саз к груди, послушаем, что скажет". Из этого следует, что сазы отличались по размерам. Джура - малый саз, тавар - средний, ана - большой. Я впервые вернул их в это искусство. Считаю, что они были в прошлом, иначе они не нашли бы отражение в наших достанах. 

- Вы видели их прототипы или лишь читали о них? 

- Лишь читал. Взгляните на турецкие сазы: джура баглама - с маленькой чашей и коротким грифом (сап), как у нашего тавара, а есть с длинным сапом - это самый большой саз. Ашыги используют эти названия во всех дастанах, значит, они (инструменты) были. 

Существует также правило настройки этих сазов: джура - саз настраиваем на октаву выше тавар-саза, а самый большой саз (бас-саз) - на октаву ниже тавар-саза. Хочу также отметить, что я создал бас-саз, потому что у наших инструментов струны 18, 19 или 20-го калибра, из-за чего у них высокое звучание, и возникает "крик". Высокий звук утомляет, чтобы его смягчить, необходим бас. У меня давно была идея использования разновидности саза с низким звучанием. Я воплотил ее четыре года назад.

Хочу добавить, что в создании этого саза мне в Тебризе помог наш мастер Ахмед Гышлагы, он собрал саз такого размера, как я хотел. И замечу, что у всех музыкальных инструментов есть несколько размеров. Даже балалайка трехмерная, или скрипка, виола, виолончель, контрабас...

- В чем разница между игрой на сазе стоя и игрой сидя? 

- В прошлом ашыги выступали стоя, чтобы все могли слышать их исполнение, а теперь звуковые системы решили эту проблему. Сейчас можно выступать стоя, чтобы продемонстрировать уникальные танцевальные элементы или особенность в наряде ашыгов...

Сегодня, по требованию времени, мы многое утратили в искусстве ашыгов, и это нормально. Например, в прошлом, один врач лечил все части тела человека, а сейчас есть врачи-специалисты по каждому органу. Ашыги играли на сазе, пели песни, были композиторами, актерами, танцорами, сочиняли и рассказывали дастаны и т.д. А сегодня есть специалисты по всем направлениям, которыми раньше владел один ашыг. 

Конечно, в некоторых случаях мы тоже выступаем стоя. Но из-за конфигурации наших сазов и специфики нашего исполнения мы предпочитаем исполнять ашыгскую музыку, сидя.

- Я повсюду слышу об уважении к ашыгам, раньше их меджлисы ждали чуть ли не с трепетом. Почему отношение изменилось?

- Заслуги ашыгов огромны, поскольку они в сложные времена сохранили значительную часть нашей культуры и довели ее до наших дней. Приведу пример, тюркоязычные народы из Южного Азербайджана, в том числе и я, как их представитель, до этой самой минуты ничего не читали на своем языке, никогда не видели школ с обучением на нашем языке. Если сегодня этот язык дошел до нас в таком объеме, то этим мы обязаны ашыгам. Они сохраняли наш язык на протяжении всей истории. Ашыги (до них озаны) в тяжелые и счастливые дни для нации всегда приходили на ум первыми. К ним относились как к пиру, священному человеку. Ашыги всегда пользовались уважением, поскольку они сохраняли в своем искусстве образ жизни народа и передавали его будущим поколениям. У них очень много заслуг. Их называли правдолюбцами (haqq aşığı).

Я сам вырос в семье ашыгов. Мой дядя был одним из мастеров-ашыгов Гарадага - ашыг Эйнулла Мехдипур, его учителем был ашыг Хайрулла, который также учился у ашыга Талыба, сына Деде Алескера. Я часто бывал на меджлисах ашыгов и видел, какое уважение к ним испытывают. Очень жаль, что сейчас наши ашыгы сами себя принизили. На мой взгляд, наши ашыги должны стать грамотнее. Грамотность - это не только литература. Многие из нынешних ашыгов хорошо знают литературу, но понятия не имеют о музыке. Если вы положите перед ними саз, на котором они играют, и предложите им рассказать об этом музыкальном инструменте, они будут молчать. Потому что они не учились этому, они не знают, от чего зависит тональность саза, интервал, как его настроить...

Сегодня иные потребности. К сожалению, у наших ашыгов нет музыкального образования, и их исполнение банально. Им не удалось сохранить ценность ашыгского искусства. 

- Но вы представляете ашыгскую музыку в современной форме. 

- Иного выхода нет. Если мы этого не сделаем, можем потерять ашыгское искусство.Я специализируюсь на ашыгской музыке, вижу, что у нее большой потенциал. Если мы сможем это превратить в науку, адаптировать к мировым музыкальным принципам, то выйдем в мир. В качестве примера могу привести оперу Узеира Гаджибейли "Кероглу". Всем известно, что Узеир бек месяцами жил в доме ашыга Мирзы Байрамова. Слушая это произведение, я понимаю, откуда взяты 70-80% мелодий. И с этим произведением получается выйти в мир. К сожалению, наши композиторы не так часто используют ашыгскую музыку. При этом сам Узеир бек говорил, что наши музыканты и композиторы должны знать и изучать ашыгское искусство, чтобы и в музыке, которую они сегодня сочиняют, чувствовался дух Азербайджана. 

Назим Багиров, ученик Узеир бека, в своей книге "Harmoniya dərsləri" ("Уроки гармонии") писал, что законы гармонии и аккорда азербайджанской музыки были просто взяты из настроек саза, так называемого "ре-соль-до". Если мы не представим ашыгскую музыку в новом стиле, сохранив при этом основы, не привьем молодежи любовь к этому искусству, то многое потеряем.

- Когда была основана музыкальная группа Dalğa? 

- Группу Dalğa я основал 34 года назад в Тебризе. Мы выступили более чем в тридцати странах. На каждом концерте мы старались сделать что-то новое. Меня радует, что на концерты приходит молодежь. Потом они говорят, что благодаря нам снова полюбили ашыгскую музыку. 

- В то же время вы являетесь основателем музыкальной школы Rövşən. Можете рассказать о школе? 

- Я открыл школу в Тебризе около 31 года назад. Она действует до сих пор, сейчас у нас обучается более 400 студентов. Многие выпускники школы затем поступают в консерваторию в Баку. К сожалению, у нас там нет консерватории. 

- Достаточно ли хорошо играть на сазе, чтобы стать ашыгом, или нужно обязательно быть влюбленным (ашигом)? 

- Вообще, если человек влюблен в свое дело, то может добиться большего успеха. Для меня важно влюбять в ашыгское искусство и тем самым созранять его. Чтобы это сделать, я готов пожертвовать даже своей жизнью, не говорю уже о материальных вещах. И если сегодня это искусство любят в Иране, то поверьте, фундамент этой любви выстроен из нашей души и средств. 

Считаю, что если человек не влюблен, из него ничего не получится, ни ашыга, ни кого-нибудь другого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Oxu.az RU (@ruoxuaz)

Больше фотографий здесь: PhotoStock.az

Франгиз Агаларова

0.077960014343262