Ника Читадзе: Ереван должен будет занять более конструктивную позицию на Южном Кавказе - ИНТЕРВЬЮ

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

2024 год, когда в Грузии должны пройти парламентские выборы, ознаменовался для страны возвращением в политику грузинского олигарха, основателя правящей партии "Грузинская мечта" (ГМ) Бидзины Иванишвили, который, согласно новому уставу партии, получил полномочия баллотироваться на пост премьер-министра. Кроме того, в качестве почетного председателя ГМ он может предлагать кандидатуры на должность главы правительства и созывать внеочередные съезды партии.

Затем произошла рокировка, когда председатель "Грузинской мечты - демократическая Грузия" Ираклий Кобахидзе стал кандидатом в премьер-министры страны, а уже бывший премьер Ираклий Гарибашвили стал председателем ГМ.

В чем причина такой рокировки, и что это - понижение или повышение для каждого из них? Отвечая на этот вопрос paralel.az, политолог, профессор Черноморского международного университета Грузии, руководитель грузинского Центра исследований безопасности и международных отношений Ника Читадзе отметил, что для бывшего премьера Ираклия Гарибашвили это больше понижение:

- Его рейтинг заметно снизился из-за появившихся сообщений о том, что Гарибашвили был вовлечен в некие коррупционные сделки. Это, в свою очередь, влияло на рейтинг "Грузинской мечты", чем был недоволен основатель партии Бидзина Иванишвили. Конечно, это понижение, но выглядит так, что его не освободили от должности, а перевели на другую работу. Такая формулировка, кстати, использовалась во времена Советского Союза, когда снимали высокопоставленных чиновников. У председателя ГМ меньше полномочий, чем у почетного председателя. Гарибашвили ничего не сможет сделать без согласия Иванишвили.

С другой стороны, кандидатом в премьеры назначен Ираклий Кобахидзе, у которого тоже не очень высокий рейтинг. Это показывает, что у почетного председателя ГМ не очень длинная запасная скамейка перед парламентскими выборами. Хотя, с другой стороны, оппозиция не очень активна. В целом же, согласно результатам социологических опросов, около 40% населения Грузии не поддерживают ни правящую партию, ни ее оппонентов.

- Одним из последних политических шагов Ираклия Гарибашвили на пост главы правительства стало подписание "Меморандума о стратегическом сотрудничестве" между Грузией и Арменией. Произошло это во время недавнего визита в Тбилиси армянского премьер-министра Никола Пашиняна. Удивительно, но сам текст меморандума так нигде и не был опубликован. При этом некоторые грузинские эксперты считают этот документ ошибкой, так как Армения до сих пор не извинилась и не осудила действия армянского батальона имени Баграмяна в Абхазии, а Ереван с 1993 года выступает против резолюций ООН в поддержку Грузии, в которых говорится о возвращении грузинских беженцев.

- Грузия должна иметь добрые отношения со всеми государствами-соседями, хотя, учитывая Россию, это тяжело и даже невозможно на данный момент. Но здесь есть важный момент. Сообщается о подписании "Меморандума о стратегическом сотрудничестве" между Грузией и Арменией. Но почему нет такого документа между Грузией и Азербайджаном?

Понятно, что отношения между Баку и Тбилиси давно носят характер стратегического партнерства, было подписано множество совместных соглашений, документов в экономической, военной и других сферах. Но меморандума о стратегическом партнерстве с Азербайджаном нет. А ведь между Баку и Тбилиси установлены теснейшие связи, реализуются многочисленные транспортные и энергетические проекты.

Я не против договора между Грузией и Арменией, но, подчеркиваю, такой же документ должен быть подписан и между Баку и Тбилиси. Добрососедские отношения должны быть закреплены и с Турцией.    

Что касается батальона имени Баграмяна, то здесь надо отметить, что Армения всегда отрицала свою причастность к нему.

- А что насчет голосования в ООН. Есть ли гарантии, что Армения в будущем будет поддерживать прогрузинские резолюции в международных организациях?

- Генассамблея принимала резолюции, в которых признавалось право на возвращение насильственно перемещенных лиц в свои родные места. Армения ранее не поддерживала эти документы. Возможно, сейчас все поменяется, ведь Ереван меняет свою внешнеполитическую ориентацию. Несколько дней назад Никол Пашинян говорил о том, что Россия уже не может являться главным военным партнером Армении. Кроме того, Республика Армения присоединилась к Международному уголовному суду (в Москве это расценили как недружественный шаг - ред.).

Далее. Сейчас существуют все предпосылки для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Я думаю, что этот документ будет подписан. Соответственно, Ереван должен будет занять более конструктивную позицию в регионе Южного Кавказа, что положительно отразится на трехстороннем сотрудничестве между Грузией, Азербайджаном и Арменией. В среднесрочной перспективе это весьма вероятно.

После разблокировки коммуникаций, открытия армяно-турецкой границы можно будет даже говорить о региональном сотрудничестве четырех государств - Турции, Азербайджана, Грузии и Армении.

- Кандидат в премьер-министры Грузии Ираклий Кобахидзе уже пообещал, что Грузия продолжит прилагать усилия для содействия миру, сотрудничеству и стабильности на Южном Кавказе. Какие возможности есть у Тбилиси для того, чтобы посодействовать подписанию мирного соглашения между Баку и Ереваном?

- Грузия не является важным геополитическим игроком, но может предоставить свою площадку для переговоров, так как Тбилиси поддерживает добрососедские отношения с Баку и Ереваном. Вашингтон и Брюссель, насколько я понимаю, не очень комфортные площадки для Азербайджана. 

Наир Алиев

0.10644698143005