Айнур Ногаева: Все дело в антитурецкой риторике Европы - ИНТЕРВЬЮ ИЗ ТУРЦИИ

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Вопреки надеждам НАТО, Великое национальное собрание Турции не ратифицировало протоколы о принятии Швеции в Североатлантический альянс до встречи глав МИД стран военно-политического блока в конце ноября. При этом, как признал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, он надеялся на решение о полноправном членстве Швеции в Североатлантическом альянсе к 28 ноября, "но это оказалось невозможным".

Похоже, что в Анкаре и Будапеште (Венгрия до сих пор тоже не одобрила шведскую заявку) вообще забыли о том, что существует такая страна как Швеция.

В беседе с paralel.az профессор университета Эрзинджан Бинали Йылдырым, обозреватель турецкой газеты Yeni Şafak Айнур Ногаева отметила, что темы вступления Швеции в НАТО и ратификации со стороны Турции и Венгрии не являются приоритетными для турецких СМИ.

"Это вообще не главные вопросы повестки дня в Турции. Но он волнует западную прессу, европейскую общественность, а особенно американские СМИ, которые ломают голову, размышляя о причинах задержки ратификации. В Турции же сейчас главной темой является Палестина, с точки зрения как религии, так и внешней политики Турции как защитницы угнетенных", - подчеркнула Айнур Ногаева.

По ее словам, вполне можно было ожидать, что парламент Турция перенесет ратификацию:

- Это было предсказуемо. Откровенно говоря, я не ожидаю в скорейшем времени ратификации. Это не связано с прихотью президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Все дело в антиисламской и антитурецкой риторике, звучащей в Европе, а также в европейской поддержке сепаратистов, угрожающих территориальной целостности Турции.

Анкара настаивает на том, чтобы в Европе понимали национальные интересы Турции, но европейцы продолжают их игнорировать.

Сжигание Корана перед посольством Турции и вялая реакция европейских властей свидетельствуют об антитурецкой и антиисламской повестке Европы, а с этим Турция мириться не намерена. Антиисламские настроения в Европе являются не следствием, а причиной нынешних противоречивых отношений европейских стран с Турцией.

- А что вы думаете о привязке процесса принятия Швеции в НАТО к оборонным потребностям Турции, которой продолжают отказывать в поставках самолетов и другой техники?

- Я думаю, что ответ на ваш вопрос прозвучал на встрече Реджепа Тайипа Эрдогана с канцлером Германии Олафом Шольцем, когда глава Турецкой Республики сказал о диверсификации партнеров в сфере обеспечения военной техникой. Здесь стоит подчеркнуть, что Турция сама уже выходит на новый уровень в оборонной сфере.

Что касается американских F-16, то пару месяцев назад Реджеп Тайип Эрдоган заявлял о том, что неприемлемо связывать членство Швеции в НАТО с вопросом о предоставлении Соединенными Штатами Анкаре этих самолетов. Он тогда сказал следующее: "Эти темы не должны быть связаны. Президент Байден говорил, что вопрос зависит от Конгресса. Напомним, что и у нас есть парламент. Если он не примет положительного решения по заявке (о вступлении Швеции в НАТО), то здесь ничего нельзя поделать".

Я думаю, странам Европы следует изменить свой подход, а не голословно обвинять Турцию. Нынешний расклад сил в Европе, сдвиг Европы вправо, выступление политиков с призывом закрыть все мечети - все это свидетельствует об откате Европы от своих заявленных ценностей. Нынешний кризис на Ближнем Востоке как лакмусовая бумажка показал истинное лицо европейской демократии, когда приветствуется только позиция Израиля, несмотря на нарушения им всех норм гуманитарного права. Турция же выступает за права человека и таким образом преподносит урок демократической Европе, которая на протяжении десятков лет обвиняет турецкое руководство в автократии и нарушении прав человека и тормозит ее вступление в Европейский союз. Сейчас в Европе даже высказываются сомнения о целесообразности нахождения самой Турции в НАТО за ее независимую внешнюю политику.

То, что Швеция делает недостаточно для вступления в НАТО, признает не только президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, но и руководство Венгрии. Здесь есть схожесть подходов, хотя причины разные.

Венгрия обвиняет Швецию во вмешательство во внутренние дела страны. И это не прихоть премьера Виктора Орбана. "Потомки Аттилы", активно участвующие в делах тюркского мира, сталкиваются с недоброжелательностью, а иногда и враждебностью европейских политиков. И это отмечают даже американские исследователи. Так, например, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, советник Gallos Technologies Элизабет Бро писала, что "шведские политики традиционно критически относятся к Венгрии. Заметным явлением в этом контексте становится то, что репутационные удары пытаются наносить уже не только правящие, но и оппозиционные силы". Я думаю, это наглядно демонстрирует качество венгро-шведских связей. Что касается визита турецкого лидера в Будапешт (который запланирован на декабрь - ред.), то я думаю, что во время ближайшей встречи Реджепа Тайипа Эрдогана и Виктора Орбана будет обсуждаться общая позиция по Швеции.

Наир Алиев

0.099775791168213