Когда возобновятся азербайджано-армянские переговоры? - ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ

 
Следите за новостями на нашем WhatsApp канале

Внутриполитическая ситуация в Республике Армения (РА) под воздействием "карабахского фактора" и решения официального Еревана лишить армянского гражданства уехавших из Карабахского экономического района Азербайджана армян стала накаляться. 6 ноября карабахские армяне провели в Ереване акцию протеста перед зданием Министерства труда и социальных вопросов РА, потребовав выплатить им пенсии. Но Армения перестала считать их своими гражданами, предложив получить "статус временной защиты", а уже затем подавать на гражданство.

По этому поводу глава службы миграции и гражданства МВД Армении Армен Казарян выступил со странным заявлением. По его словам, армянские документы предоставлялись населению Карабаха в качестве "проездного документа", а не удостоверения гражданства. Кстати говоря, армянские паспорта, которые раздавал Ереван на оккупированной территории Азербайджана, имели код 070, он теперь аннулирован, как и сепаратистское образование в Карабахе. При этом официальный Ереван, по словам посла по особым поручениям РА Эдмона Марукяна, категорически против работы в Армении какого-либо "института" несуществующего образования.

Все эти события раскачивают ситуацию в Армении, осложняя дальнейшие переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию. Западные площадки не работают, а московскую, как известно, игнорирует Армения. Кстати говоря, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на днях решил констатировать очевидный факт - у Армении есть "определенные проблемы в отношениях с Российской Федерацией (РФ)".

Обо всем этом сегодня paralel.az беседует с историком, директором российского Евразийского коммуникационного центра Алексеем Пилько:

- Я начну с отношений между Россией и Арменией, которые, видимо, стали сложнее. Но в целом сохраняется главный стержень. Армения в среднесрочной перспективе, как минимум несколько лет, вряд ли сможет отказаться от российских военных гарантий. А Ереван пытается диверсифицировать свою политику, это и понятно, ведь мир - многополярный, сейчас все хеджируют (страхуют) риски.

Что касается проблемных позиций по взаимоотношениям между Арменией и Россией, то первая из них носит политический характер. Речь идет о ратификации и утверждении в Армении Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Это вызывает определенные разногласия. Есть и другой момент. Россия на протяжении многих лет уговаривала Армению вывести войска из районов, примыкающих к бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Ереван упирался, что создало предпосылки для военного решения. И это вызвало претензии с армянской стороны. Мол, Россия не поддержала Армению ни во время второй Карабахской войны в 2020 году, ни в сентябре 2023 года. Но Москва свою позицию многократно озвучивала: Карабах все признают суверенной территорией Азербайджанской Республики, даже Армения признает это. Тогда какой реакции со стороны РФ могли ожидать в Армении? Россия должна была оказать военную помощь Армении против Азербайджана, который возвращал контроль над территорией, официально признанной самой Арменией азербайджанской? Это же нонсенс.

Но в целом я бы назвал армяно-российские отношения скорее сложными, чем плохими. И пока Никол Пашинян будет оставаться во главе Армении, они так и будут оставаться сложными.

Сейчас на Южном Кавказе надо выстраивать транспортно-логистические коридоры, создавать условия для экономического развития. В эту формулу вписываются Азербайджан, Армения, Грузия и региональные соседи - Россия, Турция, Иран. Какие проблемы остались после того, как Азербайджан восстановил свой полный суверенитет? Осталось провести делимитацию границ и договориться о транзите в Нахчыван через Зангезурский коридор. А эти два вопроса имеют все шансы для решения.

Почему нельзя договориться о транзите через Зангезур? Здесь логика армянского премьера Никола Пашиняна абсолютно не прослеживается. Для чего нужен крюк через Иран (хотя хорошо, что и такое решение есть)? Я думаю, что эти нюансы будут урегулированы, поскольку все региональные игроки после завершения карабахской истории заинтересованы в том, чтобы вывести Южный Кавказ из списка проблемных зон, которых в мире и без того хватает.

- Вы назвали не все проблемы, которые остались нерешенными между Арменией и Азербайджаном. Есть, например, вопрос азербайджанских анклавов или, вернее, эксклавов на территории РА. И по Зангезурскому коридору проблемы существуют, но между Ереваном и Москвой, ведь Армения не хочет, чтобы погранслужба Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ контролировала безопасность этой коммуникации...

- Я думаю, что противоречия между Россией и Арменией по Зангезуру решить можно. Но если не будет согласия, то, как уже ранее я отмечал, есть Иран, территорией которого воспользуется Азербайджан в качестве перестраховочного варианта. И Москва здесь прекрасно понимает Баку, поскольку сталкивается с такой же историей в Калининградской области, а в этом российском эксклаве живет миллион человек.

А что до Армении и Азербайджана, темы эксклавов и анклавов, то и здесь нет таких больших сложностей. Сначала можно провести делимитацию внешних границ, а потом обсуждать оставшиеся вопросы. Согласитесь, что эта проблема явно попроще, чем была с Карабахом. Да, это может занять время, но это не повод для какой-то дестабилизации.

- Но переговоров между Арменией и Азербайджаном нет. Стороны не встречаются ни на западных площадках, ни в Москве. Может ли это быть связано еще и со сложной внутренней ситуацией в Армении, куда решили переехать карабахские армяне, а их быстро лишили армянского гражданства, предоставив "статус временной защиты". Сейчас в Армении проходят акции протеста по этому поводу...

- Карабахские армяне для правительства Никола Пашиняна представляют большую проблему. Они обижены на армянские власти и могут стать серьезным дестабилизирующим внутриполитическим фактором для Армении. Пашинян это понимает и пытается как-то блокировать риски. Но эта "карабахская история" и ее влияние на судьбу правительства Никола Пашиняна могут стать решающими. Конечно, карабахские армяне будут обвинять главу РА в том, что он сдал их и Карабах, они могут здорово качнуть ситуацию внутри Армении.

В целом же политику Пашиняна сложно анализировать. Я помню, какие ожидания с ним связывали весной 2018 года, когда он пришел к власти. Были надежды на реформы, экономические преобразования. А что в итоге произошло? К нему много вопросов в армянском обществе. А тут еще добавляется "карабахский фактор". Мир сложный, и у каждого своя правда. Арабо-израильский конфликт это прекрасно показывает. У карабахских армян свое видение ситуации, поэтому они будут продолжать выдвигать претензии Пашиняну.

- Вы упомянули конфликт на Ближнем Востоке, а я как раз хотел провести определенные параллели с нашей ситуацией. Палестинцев, жителей Газы, не хотят принимать ни в Египте, ни в Иордании из опасений как раз дестабилизации ситуации, вызванной появлением большого количества недовольных, радикально настроенных людей. Армения пустила к себе карабахских армян, в итоге начинается дестабилизация ситуации...

- Параллели проводить можно, но только относительные. Представьте, что Пашинян отказался впускать карабахских армян в Армению. Что могло бы произойти? Его правительство снесли бы если не за день, то уж за неделю точно. Мало того, что Армения потерпела военное и политическое поражение, а тут еще и соотечественников не пускают в РА?

Пашинян, возможно, и рад был бы оставить армян Карабаха в Азербайджане, но как? Перекрыть границу и выставить пулеметы? И долго бы правительство Никола Пашиняна после этого продержалось?

А что касается переговоров, о которых вы спросили в предыдущем вопросе, то, я думаю, что они все-таки позже возобновятся, но только после того, как будет урегулирована внутриполитическая ситуация в Армении. Армянское общество, правительство сейчас переваривает ситуацию.

Наир Алиев

0.15426087379456