Последний крокодил Европы: как грозные рептилии добрались до Испании в доисторические времена - ФОТО

Во время раскопок в Гранаде палеонтологи из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции обнаружили древний зуб - он принадлежал одному из последних крокодилов в Европе. Находка помогла установить, что рептилии жили на этих территориях около 4,5 млн лет назад и были родом из Африки. Открытие также подтверждает теорию, что хищники пришли в Европу по пересохшему Средиземному морю.

Раскопки велись на участке под названием "База-1". Это место площадью всего 30 кв.м, однако за двадцать с лишним лет исследований оно дало ученым уже более 2 000 древних окаменелостей. И зуб - пока единственная среди них, принадлежавшая крокодилу. По словам специалистов, это также самое позднее свидетельство существования крокодилов в Европе из когда-либо найденных. До сих пор артефакты, рассказавшие о том, что в этом регионе тоже когда-то жили крокодилы, обнаруживали в более ранних археологических слоях миоцена и начала плиоцена (23-5,3 млн лет назад).

Владелец найденного зуба жил на юге современной Испании около 4,5 млн лет назад, в середине плиоцена. И как показали исследования, был похож на нильских крокодилов Crocodylus niloticus, которые сегодня обитают в Африке.

"Это вид крокодилов африканского происхождения, который прибыл на Пиренейский полуостров, пересекая морской рукав незадолго до возвращения вод Средиземного моря во время кризиса солености в Мессинии, чуть более 6 млн лет назад. Очень вероятно, что это последний крокодил Европы", - отметил Бьенвенидо Мартинес Навврро, палеонтолог, профессор Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции.

Артефакт подтверждает гипотезу ученых о том, что крокодилы попали в Европу из Африки около 6,2 млн лет назад. Тогда Средиземное море почти полностью высохло в результате Мессинского кризиса солености. Это событие произошло в конце миоцена, когда два основных пролива, соединявшие море с Атлантическим океаном закрылись из-за тектонических сдвигов. А глобальное похолодание "забрало" часть океанской воды в ледники и айсберги и вызвало понижение уровня вод примерно на 70 м.

Так Средиземное море оказалось изолированным от Мирового океана, больше не пополнялось из Атлантики и постепенно пересохло. Известно, что на его месте оставались огромные слои соляных отложений - в некоторых местах до 3 км в толщину. В наше время геологи обнаружил их погребенными под осадочными породами при бурении морского дна.

Палеонтологи предполагают, что в те времена можно было "пешком дойти от севера Африки до Пиренеев". И по этому маршруту, скорее всего, мигрировали не только крокодилы, но и другие виды. В раннем плиоцене территории сегодняшних Испании и Португалии могли привлекать тропическим климатом. В нем жили слоны, рептилии, амфибии и рыбы, которых сегодня находят только в качестве окаменелостей на том же месте, где и зуб. Все они, в том числе африканские крокодилы, вероятно, вымерли в Европе, когда климат сменился на более холодный и сухой.

Мессинский кризис солености продлился 700 000 лет и резко закончился гигантским наводнением, известным как Занклинский потоп. 5,3 млн лет назад оно вновь наполнило водой Средиземное море всего за 2 года.

Теперь ученые знают более точную дату вымирания крокодилов и, возможно, других видов, которые сегодня являются экзотическими для Европы, но когда-то жили там. Палеонтологи надеются с помощью открытий на "Базе-1" подробнее реконструировать тот период в истории, когда животные мигрировали из Африки.

Источник: vokrugsveta.ru