ЧУЖИЕ ЦЫПЛЯТА - ФАРХАД АСКЕРОВ (РАМИЗОГЛЫ)
Перевод с азербайджанского Гия Пачхаташвили
Рассказы для детей

 

ФАРХАД АСКЕРОВ (РАМИЗОГЛЫ)
Перевод с азербайджанского Гия Пачхаташвили
Рассказы для детей

ЧУЖИЕ ЦЫПЛЯТА

У Эльчина в хозяйстве было много кур – белых, пятнистых, хохлатых. В придачу к ним петух с красным хохолком. Словно кровь стекла с его красного гребешка. Частенько, взмахивая крыльями, звонко кукарекал. Соседские петухи вторили ему в унисон.
Однажды пятнистая курочка стала наседкой. Мать Эльчина тётушка Хумай постелила в коробку сухого сена. Эльчин, стоя в стороне, с интересом наблюдал за действиями матери.
Мать сказала:
- Гляди-ка, пятнистая курочка будет сидеть на этих яйцах. Ты частенько давай ей воды и пшена, голодной не оставляй.
Тётушка Хумай усадила пятнистую на яички, и они вышли, заперев курятник.
Эльчин, бегая вприпрыжку во дворе, играл с мячом. Мяч неожиданно покатился и застрял в кустарнике у дома соседа. Чтобы вытащить мяч, Эльчин помчался туда. В кустарнике он увидел яйца. Наверное, соседские куры снесли, подумал он. Однако яйца эти не были похожи на куриные. Вдруг Эльчин вспомнил как выглядят яйца пятнистой. Ему пришла в голову идея подложить ей и эти яйца, чтобы цыплят было больше – на целых два. Взяв яйца, он побежал в свой курятник.
Эльчин приподнял пятнистую и подложил к ей яйцам принесенные два от соседа. Затем с довольным видом он вышел во двор.
С того самого дня Эльчин с нетерпением ждал вылупливания цыплят.
Прошло несколько недель. И вот, когда Эльчин пришёл с уроков, мать окликнула его.
- Эльчин, сыночек, гляди-ка, цыплята начали вылупляться, но ты к ним не прикасайся, их мать тебя захочет заклевать.
Эльчин побежал в курятник. Мягкие, жёлтенькие цыплята, высовывая свои головки из-под наседки, пища, снова прятались под её крыльями. Эльчин очень хотел узнать, вылупились ли цыплята из тех двух яиц. Накрыв шапкой курицу, он приподнял её. Оставалось ещё шесть яичек. Из принесённых им яичек цыплята пока не появились. Усадив наседку на место, он задумчиво вышел из курятника.
Вечерком Эльчин снова заглянул в курятник. Вылупились цыплята, только – не из «его» двух яичек. Цыплята, вынырнув из-под пятнистой, рассыпались по всему курятнику. Курица, кудахча, перевернула разок другой соседских два яйца, затем опять уселась на них.
Накормив и напоив цыплят, Эльчин заново собрал их в коробку, где была наседка и закрыл крышку, предварительно сделав отверстие для проветривания.
Эльчин был погружён в раздумья и не смог спать. «Почему же из этих яиц не вылупляются цыплята? Быт может они вовсе не куриные яйца?» - про себя подумал он.
С этими мыслями Эльчин и уснул. Он ежедневно навещал пятнистую и её цыплят. Через несколько дней, он утром встал с кровати и быстро надев одежду, он побежал в курятник. Пятнистая с цыплятами, прохаживалась в курятнике, подбирая зернышки. Эльчин приблизился к коробке. Он не поверил своим глазам. На мягкой, сухой траве, опешив, стояли два утёнка. Эльчин понял, что подобранные им у соседских плетений яйца, были утиными. Вед у них вовсе не было уток.
В это самое время его мать, тётя Хумай вошла в курятник. Увидев утят, она поразилась:
- Откуда они взялись? – спросила она.
Эльчин был в безвыходном положении. Не знал, что ему делать. Мат пришли ему на помощь:
- Скажи-ка, в чём же дело?
Эльчин всё в подробностях рассказал своей маме. Мать, взяв под руки Эльчина, вывела его из курятника. Ласково обняв, поцеловала его в щёчку:
- Дитя моё голубоглазое, запомни, после этого никогда не трогай чужого добра. Ну а теперь возьми этих утят и верни их хозяевам. Попроси у них прощения за совершенную ошибку. Не стесняйся. Просить прощения за содеянное – и есть культура.
Слова матери взбодрили Эльчина. Он взял в каждую руку по утёнку и пошёл к соседям. Остановившись у соседской двери, окликнул Эйваза, своего одноклассника:
- Эй, Эйваз, Эйваз, выйди-ка к двери.
На пороге вместе с Эйвазом появилась его бабушка Гюлай. Эльчин рассказал бабке Гюлай всё как было и протянул ей утят:
- Возьмите, это утята вылупились из ваших яичек, сами вырастите их. Простите меня, я без разрешения взял эти яички.
Эльчин выговорил всё. Словно с плеч гора долой. На сердце отлегло. Рука Эльчина осталась протянутой. Поведение языкастого мальчугана пришлось по душе бабушке Гюлай. Шагнув вперёд, она погладила его голову, и поцеловала в щечку:
- Дитя мое умное, не беспокойся. Если бы твой мячик не угодил в наш огород, то ты и яичек этих не нашёл бы. К тому же, ты осознал свою ошибку и вернул цыплят, которых я тебе дарю с чистым сердцем.
От радости Эльчин готов был парить в воздухе.
- Огромное спасибо, бабушка Гюлай, - выкрикнул он и подмигнул Эйвазу, мол следуй за мной.
Эльчин с Эйвазом поспешили в курятник. По пути Эйваз вскрикнул:
- Эльчин, беги помедленнее, утят уронишь.
- Не бойся, я их люблю больше жизни своей – замедляя шаги, ответил Эльчин.
Радуясь, они вошли в курятник и выпустили утят около пятнистой. Однако утята не смешались с цыплятами и отошли в сторонку от них. Ребята рассмеялись. Эльчин сказал:
- Ничего, Эйваз, мы вместе с тобой вырастим их.

ДОЛГ РЕБЯТИШЕК

Тогрул учился во вторую смену. Дом их находился чуть подальше от школы. Он был старательным учеником. Никогда не опаздывал на занятия. И на этот раз, как всегда, собрав в портфель учебники и школьные принадлежности, вышел на улицу.
По дороге повстречался с одноклассником Эльнуром. Они вместе направились в школу.
В это время напротив их появилась женщина с базарной сумкой в руках. Вероятнее всего сумка была довольно тяжёлой. Потому что женщина частенько останавливалась и, переведя дыхание, продолжала свой путь. Вдруг нога женщины за что-то зацепилась и она, потеряв равновесие, упала. Оба школьника, приблизившись, помогли ей подняться.
Тогрул обратился к женщине:
- Тётенька, позвольте мне взять вашу сумку.
- Да нет же, сыночек – поглаживая головку Тогрула, произнесла женщина – вы же на урок идёте, идите своим путём, ведь опоздаете.
Заметив это, Эльнур шепнул в ухо Тогрула:
- Тогрул, если мы опоздаем на занятия, учитель отругает нас, пойдём же.
Тогрул сказал Эльнуру:
- Эльнур, возьми и мой портфель, я же помогу тёте, затем приду.
Заметив настырность своего друга, Эльнур, взяв и его портфель, направился в школу.
Взяв увесистую сумку женщины, Тогрул зашагал с ней.
По пути женщина спросила:
- Сынок, в какой школе ты учишься?
- Гляньте-ка, в школе, что видна отсюда, в третьем классе – ответил Тогрул.
Женщина вновь поинтересовалась:
- Ну а как зовут тебя?
- Меня зовут Тогрул.
Так они, беседуя, дошли до дома женщины. Когда Тогрул отдал женщине сумку, она снова поблагодарила его.
Урок уже начался. Тогрул, постучав в дверь, попросил разрешения у учителя. Когда учитель спросил у Тогрула о причине его опоздания, он, понурив голову, ничего не сказал.
Учитель промолвил:
- Ладно, иди садись, но больше не опаздывай.
Через два дня, учитель с улыбкой на лице вышел в класс. Поздоровавшись с ребятишками, он сказал:
- В наш класс пришло письмо.
Затем, вскрыв конверт, начал читать его: «Ученику вашего класса Тогрулу объявляю благодарность. Несмотря на опоздания на урок, он помог мне. Желаю, чтобы все ребятишки как Тогрул были бы прилежными, уважали старших и всегда помогали им».
Дети с чувством зависти посмотрели на Тогрула. Он же опустил голову. Возможно и он испытывал чувства гордости.
Учитель произнёс:
- Ребята, берите с Тогрула пример. Не забывайте помогать всем, в особенности пожилым людям. Вед и вы повзрослеете. К тому же это долг ребятишек.

БРАТЬЯ – БЛИЗНЕЦЫ

У школьников начались зимние каникулы. Было начало января. Так-как братья – близнецы Вюгар и Вюсал привыкли вставать рано, то и этим утром они проснулись, как всегда. Они были как две половины одного яблока. Как же схожие были у них глаза, ресницы, носы и лица. Да и рост у них был одинаков. Оба учились в одном и том же – во втором классе. Характером же были – небо и земля. Вюсал частенько не внимал словам Вюгара, не соглашался с ним.
Вюсал облокотился в своей постели. Вюгар же, лёжа на спине, скрестил за головою руки. Вюсал жаловался:
- Эх, и снега нет, чтобы вдоволь в снежки поиграть.
- Да будет снег, ведь зима-то не окончилась – сказал Вюгар, ворочаясь в своей постели.
Именно в это время мать их позвала на кухню:
- Вюгар, Вюсал, поглядите-ка в окно, смотрите, сколько снегу намело. Да и сейчас снег идёт, огромными хлопьями.
Ребята ловко ринулись к окну, радуясь, посмотрели на двор. Вокруг было белым-бело. Ветки молоденьких саженцев под тяжестью снега свесились вниз. Увидев это, ребята от радости стали подпрыгивать.
Вюсал, подбежав к матери, сказал:
- Мамочка, можно хорошо приодевшись выйти во двор?
- Да нет же, сыночек, ещё рановато. Сейчас я пойду на базар. За два часа вернусь. Вот приду, хорошенько вас приодену, тогда вдоволь и наиграетесь.
Вюсал, повесив нос, вернулся к брату. Так как Вюгар услышал слова мамы, ему ничего не сказал. Если мать так считает нужным, то как и должно быть.
Через несколько минут мама, собравшись, ушла на базар. При выходе снова поручила:
- Да моего возвращения во двор не выходите.
Чтобы мать не беспокоилась, Вюгар сказал:
- Хорошо, мамочка, спокойно иди.
После того, как мама ушла, Вюсал, одевшись, сказал:
- Вюгар, мама ушла, давай-ка выйдем во двор. Мы раньше всех вылепим снежного человека.
- Вюсал, ведь мать поручила нам, чтобы мы до её прихода не выходили во двор. Мама придёт и рассердится. Не скучай, чуть-чуть обожди. Тогда и детей во дворе будет много – сказал он, стараясь убедить его оставить эту затею.
Вюсал не согласился со словами брата:
- Эх, мат-то поздно вернётся. До этого ребята раньше меня вылепят снежного человека. Она об этом и не узнает.
- Нет. Вюсал, так нельзя. Ведь мы ей слово дали, спокойно проводя на базар. Мы должны выполнить её наказ, уважая её.
Вюсал не посчитался со словами Вюгара. Напялил на голову чёрную шерстяную папаху. Надев кожаные перчатки, вышел во двор. Выйдя во двор, стал суетливо бегать туда-суда. Прохаживаясь по снегу и, делая снежки, бросил их куда попало. Во дворе не было не единого ребёнка. Лишь восьмидесятилетний дед Савалан стряхивал с веток тяжёлые комья снега своей развилистой тростью. Иначе ветки молодняка, не выдержав такой тяжести, могли бы сломаться. Он внимательно наблюдал за играющим в одиночку малым. Подозвав его к себе, сказал:
- Сынок, зачем же ты играешь один? Где же твой брат?
Вюсал, катая перед собой снежный ком, процедил сквозь зубы:
- Брат мой трус. Он мамы боится, поэтому не выходит во двор.
- Как это трус? Насколько я знаю. Вюгар смелый малый – сказал дед Савалан и подошёл к Вюсалу.
Лицо Вюсала побагровело. Он ответил:
- Уходя на базар, мама поручила нам до её прихода во двор не выходить. Он от испуга остался дома, я же один спустился во двор.
Дед Савалан многое повидал в этом мире. Эти слова Вюсал не понравились ему. Он, поглаживая седую бороду, сказал:
- Сынок, Вюгар не трус. Он умный ребёнок. Слушать маму, уважать её не трусость, а смелость. Ты дал маме слово, что без разрешения не выйдешь во двор, но нарушил его. Это не хорошо, человек должен слушаться взрослых и выполнять данное обещание.
Даже напутствия деда Савалана не повлияли на Вюсала. Он продолжал катать снежные комья. Покачав головой, дед Савалан начал заниматься своим делом.
Снежный ком Вюсала все разрастался и разрастался. Теперь он поднимал огромный снежный ком по высокогорью, ведущему во двор соседнего здания. Сил больше не хватало. Уж больно разросся снежный ком. Облокотив зад о снежный ком, он хотел приложить немного усилия. Перчатки его промокли. Сняв их, он потер руки. Вдруг огромный снежный ком пришёл в движение. Он начал катиться вниз. Вюсал крича, стал бежать в направлении своего дома. Он, бегая, зацепился ногой о качели и распластался на земле лицом вниз. Снежная глыба, вращаясь, продолжала приближаться. Из-за подъёма скорость её увеличивалась. Наконец, дойдя да угла пятиэтажного дома, она резко ударилась об него и разбилась на несколько кусков.
Дед Савалан, отбросив в сторону свою трость, подбежал к Вюсалу. Подняв его со снега и почистив на нём одежду, усадил на скамейку.
- Не ушибся ли? – спросил он.
- По-моему колено ушиблось – хныкая ответил Вюсал, сморщив лицо.
Вюгар тоже увидел из окна падение родного брата. И он, спустившись, пошёл на помощь Вюсалу. С помощью деда Савалана привели его домой. Калено и рука Вюсала были в кровавых ссадинах. Лоб и лицо были в ушибах.
Вюсал:
- Что я теперь скажу маме?
Вюгар в ответ:
- Что скажешь? Ты должен сказать маме всю правду, извиниться перед ней. Быть может она простить тебя.
Немного погодя, их мама возвратилась домой. Она удивилась, увидев ссадины на лице Вюсала.
- Вюсал, что это за вид, сынок?
Вюсал был сильно удручен. Он, не поднимая головы, ответил:
- Мамочка, я без твоего разрешения спустился во двор, упал, лицо, руки и ноги все в ссадинах.
Мама сказала:
- Гляди, Вюсал, так как ты признал свою ошибку, я на этот раз прощаю тебя. Пусть это будет уроком для тебя. Знай, что нельзя перечить словам взрослых.

ОБМАН РАЗОБЛАЧЕН

Салех, проснувшись утром, умылся, оделся. Заметив возню своего сына, мама сказала:
- Сынок, не мешкай, на урок опоздаешь. Иди же, позавтракай, выпей чаю, не медли.
- Мама, я есть не хочу, - ответил он и, взяв портфель, захотел выйти.
- Да нет же, моё умное дитя. Голодным в школу идти нельзя, в пути закружится головка твоя, упадёшь. Да и уроки хорошо учить не сможешь. К тому же, если голодным пойдёшь, маленьким останешься.
Салех выпил чаю, неохотно перекусив. Затем, взяв портфель, отправился в школу.
Была осенняя пора. Голоса играющих в футбол мальчишек на спортивной площадке, у обочины дороги окутал всю округу. Живущий по соседству с Салехом Гасан, увидев его, вскрикнул:
- Салех, ты вовремя пришёл. Как раз одного игрока и не хватало. Оставь портфель, и ты поиграй.
- Гасан, до начала уроков осталось всего ничего. Если опоздаю, что скажу учителю? – не хотел соглашаться Салех.
Гасан настаивал на своём:
- Не бойся, скажешь, что бабушка была больна, мол, за лекарствами ходил. Если ты скажешь, то учитель поверит.
Салех, бросив портфель, ринулся играть в футбол. Играя, он не забывал, что может опоздать на занятия. Немного поиграв, он схватил портфель и побежал в школу.
Урок давно начался. Учительница Севиль спросила:
- Салех, зачем опаздываешь на урок?
Салех никогда не врал педагогу. Стыдясь и свесив голову, он пробормотал:
- Учительница, бабушка моя заболела. Я ходил в аптеку за лекарствами, поэтому и опоздал.
- Ну ладно, проходи и садись. Старайся не опаздывать на урок.
Салех прошёл, уселся на своё место. В душе он остался довольным Гасаном. Учительница поверила ему. Он думал и о том, что будет, если обман всплывет наружу.
Уроки закончились. Нигде не задерживаясь, пошёл прямо домой. Сменив одежду и умывшись, он пообедал. Затем, открыв портфель, вынул книги и тетради. Стал готовить уроки. Однако никак не мог забыть сказанную ложь учительнице. Поэтому каялся, ругая себя. Больше всего Салеха беспокоило то, что учительница Севиль проживала напротив их дома, «А если она увидит бабушку на балконе, то я опозорюсь – думал он».
Звонок двери оторвал Салеха от его мыслей. Дверь отперла его бабушка. На пороге была Севиль – учительница Салеха.
- Здравствуйте, бабушка Джавахир, утром Салех сказал, что вы приболели, вот и пришла я навестить вас.
Бабушка Джавахир пригласила в дом учительницу Севиль:
- Доченька, проходите. Я-то не больна. Как Салех мог сказать такое?
Учительница ответила:
- Бабушка Джавахир, сегодня Салех на первый урок опоздал. Я спросила причину опоздания. Он ответил, что бабушка моя заболела, и я ходил за лекарствами в аптеку.
Бабушка была удивлена такому поведению внука. Повернувшись к комнате, она позвала Салеха.
Салех, стесняясь, подошёл к ним. Он слышал все из соседней комнаты. Подбежав к бабушке, он крепко обнял её. Прислонив голову к её груди, Салех произнёс:
- Бабуля, прости меня. Учительница Севиль, и вы простите меня, я наврал вам.
Он рассказал всё: об игре в футбол на площадке и про слова Гасана, сказанные ему.
- С утра ругаю самого себя. Каюсь за содеянное. Я и так все рассказал вам.
Обняв шею внука, бабушка Джавахир поцеловала его челку.
- Сынок, уповая на слова других, никогда не говори ложь. Обман никогда не принесёт тебе авторитета. Говорить неправду школьнику совсем не подобает. Запомни это – добавила она.
Заметив удрученность Салеха, учительница Севиль сказала:
- Салех, и я тебя прощаю за то, что ты осознал свою ошибку и рассказал всю правду. Больше не лги.
- Хорошо, учительница моя.
Бабушка Джавахир ласково погладила голову внука. Она чётко понимала, что это стало настоящим уроком для Салеха. Отныне он никогда не будет говорить неправду.

"Paralel.az"

0.080840110778809