Статусное требование от Арарата Мирзояна
Али Оруджев: «Только Москва хочет, чтобы конфликт остался в регионе, поэтому это заявление сделал А.Мирзоян на встрече с Лавровым»
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян заявил во время встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, что никакое мирное соглашение не может обсуждаться до тех пор, пока не будет решен статус Карабаха. Интересно, нужен ли мирный договор Армении или Азербайджану больше?
Конечно, в настоящее время все двери Азербайджана в международный мир открыты, как на суше, так и на воде. Он граничит по суше с Ираном, Россией и Турцией, а по воде - с Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. В то же время Азербайджан играет роль узла наземного, водного и воздушного транспорта, соединяющего Азию и Европу. Армения имеет только сухопутные границы с Ираном, Турцией, Грузией и Азербайджаном. Азербайджан и Турция закрыли свои границы с Арменией по понятным причинам. У Грузии есть возможность связать Армению только с Россией, потому что Турция уже закрыла свои границы с Ереваном. Между тем, из-за напряженных отношений Грузии с Россией официальный Тбилиси строго контролирует перевозки из Еревана в Россию и наоборот. Это не позволяет наладить отношения между Ереваном и Москвой на желаемом с обеих сторон уровне.
Есть благоприятные условия для установления отношений на высшем уровне только между Арменией и Ираном, но это не без проблем. Во-первых, граница между двумя странами настолько неровная, что перевозить грузы большегрузными автомобилями очень сложно. Поэтому при грузоперевозках между двумя странами часто происходят серьезные дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, 21 км автомагистрали, соединяющей Иран и Армению, проходит на территорию Азербайджана, что время от времени является источником проблем. Закрытие дороги на прошлой неделе привело к пробкам на иранских дорогах.
В таких условиях очевидно, что Армении необходимо установление мира в регионе, открытие всех коммуникаций. Однако министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян выдвигает условие для заключения мирного соглашения.
Единственным преимуществом Азербайджана в этом отношении является налаживание короткого автомобильного и железнодорожного сообщения с Нахчываном. Хотя здесь нет железной дороги, существует автомобильное и воздушное сообщение между основной частью Азербайджана и Нахчываном через Иран.
Сравнивая все эти аргументы, становится ясно, что требование Арарата Мирзояна о статусе в Карабахе в обмен на мирное соглашение - не что иное, как политический нонсенс.
Комментируя этот вопрос, политолог Али Оруджев сказал, что сегодня мирное соглашение важно для обеих стран и других стран региона (кроме России). Между тем Лавров сделал ряд обнадеживающих заявлений армян.
Вместо того, чтобы диктовать условия Азербайджану как стране-победителю, Армения осмеливается диктовать условия при поддержке России. Сегодня Армения нуждается в мирном соглашении больше, чем кто-либо другой. Потому что без мирного соглашения отношения с Азербайджаном и Турцией не могут быть нормализованы. При отсутствии нормализации отношений в этих двух сферах перспективы развития Армении находятся под вопросом.
С другой стороны, затягивание этой ситуации может по любой причине возобновить конфликт. Это ударит по Армении еще сильнее. Поэтому армянское общество должно потребовать от правительства выйти из-под рук России и проводить независимую политику, снять блокаду страны и так далее. В этом направлении есть общественная реакция, но она очень слабая ».
Акиф Насирли